Главная / Блог / Что такое фильтры для камеры и для чего они нужны |
Когда люди только научились делать фотографии, им требовалось неподвижно сидеть по несколько часов, чтобы получить на память свой портрет. Причем, в самом начале понять, кто именно изображен на фото, мог только знакомый с «моделью» человек.
К счастью, с тех пор многое изменилось! Современные технологии позволяют снимать не только фото, но и видео высочайшего качества. Так, что видно каждый волосок, каждую веснушку, каждую травинку и снежинку. И при этом снимать Full-HD можно не только в статике, но и на стремительных скоростях: катаясь на мотоцикле, гоняя на велике, спускаясь на лыжах с горы или седлая волны на серфе, а также совершая умопомрачительные полеты на квадрокоптере.
Можно ли улучшить и без того отличное видео? Конечно! Для этого существуют «друзья фотографа»: специальные линзы и фильтры. Как сделать свое видео еще колоритнее и качественнее, мы расскажем в этой статье.
Фильтры бывают цвето- и светокоррекционные, поляризационные и защитные. Если говорить в общем, защитные фильтры нужны для защиты объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света и от «дымки».
Задача поляризационных фильтров - устранить при съемке блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. Это же фильтр поможет при съемке в чрезмерно солнечный день, когда небо выглядит как огромное яркое пятно – фильтр поможет его сделать более темным и фактурным. С цвето- и светофильтрами все более-менее понятно из названий, а о том, в каких ситуациях их применять, расскажем чуть ниже.
Фильтры и линзы можно приобретать как по отдельности, так и комплектами. Если вам чаще приходится снимать в каких-то определенных условиях, то одного фильтра или линзы может быть достаточно. Но если вы много путешествуете и снимаете в разных климатических зонах (а это, как правило, предполагает разное освещение и краски) или ныряете в океанские глубины прямо с заснеженных гор, лучше приобрести сразу комплект на все случаи жизни. Недостаток комплектов в том, что они хороши, если вы пользуетесь только одной камерой и одним объективом. Однако, обратите внимание, подойдут ли вам крепления, если вы снимаете не одной камерой, а разными.
Например, набор фильтров PolarPro для экшн-камер Sony подходит для Sony AS100 и AZ1V. В него входит три фильтра: поляризационный фильтр, нейтральный фильтр на 2 стопа и нейтральный на 3 стопа. Что такое стоп мы поясним чуть ниже. Поляризационный фильтр позволит сократить до минимума проникновение бликов в объектив, нейтральный фильтр на 2 стопа подавляет чрезмерно яркий свет, а нейтральный на 3 стопа замедляет скорость срабатывания затвора камеры. В принципе, такая комплектация – поляризационный фильтр плюс двух- и трехстопный - достаточно стандартная и ее можно найти для разных типов камер. Например, набор фильтров PolarPro для DJI Phantom 4 подходит также для моделей ND4, ND8, CPL. Аналогичная комплектация существует и для GoPro. Например, набор из трех фильтров PolarPro Frame2.0-FPV Quadcopter Filter 3-Pack подходит также для GoPro HERO3, HERO3+ и HERO4 без аквабокса. Эти фильтры станут незаменимыми, если вы увлекаетесь аэросъемкой – они помогают избавиться от "Роллинг шаттера", так называемого "желе", на вашем видео или снимках. Это похоже, например, на гнущийся кабачок вместо головы человека, которого вы с любовью снимали. У поляризационного фильтра стандартное предназначение, кроме того он может быть использован и для снижения экспозиции на 1.6 стопа. Нейтральный фильтр ND 2-Stop уменьшает на 2 стопа количество света, попадающего на сенсор. В итоге кадры на видео получаются естественными и лучшего качества. Лучше всего фильтр использовать для уменьшения количества бликов при съемке против солнца, что особенно полезно во время рассвета и заката. В ночное время фильтр полезен для точной экспозиции.
Экспозицией называют меру количества света, попадающего на сенсор камеры за единицу времени. А стоп, соответственно, выражает изменение экспозиции. Например, если не вдаваться в сложные математические вычисления, изменение экспозиции на 1 стоп сокращает количество света, попадающего на матрицу, в 2 раза. Изменение это нелинейное и зависит от многих факторов, поэтому изменение на 2 стопа не будет означать снижение попадания света в 4 раза. Если не хочется заниматься математикой самостоятельно, можно просто внимательно читать описания к фильтрам и экспериментировать. Так, нейтральный фильтр ND 3-Stop оптимально подходит для съемок в очень ярких условиях, фильтр стоит использовать в солнечные дни, или для создания эффекта размытия при высокоскоростном движении. Заодно этот фильтр позволяет выделить объекты переднего плана и подчеркнуть движение.
Основные преимущества нейтрального фильтра:
Нейтральные фильтры незаменимы для любителей движения: езды на автомобиле, мотоцикле, гонках на велосипедах, лыжах, а также съемках в воздухе при значительном ветре. Ваши воспоминания останутся не только незабываемыми, но и достаточно яркими и четкими. Кроме того, благодаря нейтральным фильтрам можно создать «мистический» эффект на изображении.
Нейтральные фильтры дают гибкость, благодаря которой можно выбирать значение параметры съемки по желанию, а не зависеть от погодных условий. Это выглядит как легкий туман вокруг водопада, как сказочные эльфийские пейзажи в фильме "Властелин колец".
Иногда вместо одного из этих фильтров в набор включают макрофильтр. Макрофильтр пригодится тем, кто любит снимать крупные планы и мелкие объекты: насекомых, цветы, капельки воды, невероятные кристаллы снежинок, песчинки, глаза… Все это, кстати, отлично выглядит в инстаграме. Фильтр позволит сфокусировать камеру на объектах от 8 до 30 см - отличный аксессуар для тех, кто любит вести портретные съемки. Такой фильтр входит, например, в набор PolarPro Venture 3-Pack для GoPro и в набор фильтров на боксы камер PolarPro Switchblade (совместим с камерами GoPro Hero 3+ и Hero 4). У фильтров из этого набора есть дополнительный плюс – прорезиненное покрытие, что увеличивает водонепроницаемость.
Светофильтры используются для того, чтобы компенсировать те или иные тона при съемке. Вы сможете оценить их, если собираетесь снимать под водой: там мало света и много синих и зеленых тонов. Чтобы сделать изображение более красочным и менее мрачным, выбирайте красный или желтый фильтр. Вспомните уроки рисования в школе: если смешать желтый и синий, получится зеленый. Правда, это при механическом смешивании. При оптическом смешивании результаты получаются немного иными. Но именно этот принцип используют светофильтры, только как бы в обратную сторону. Если вы увлекаетесь дайвингом и собираетесь снимать на таких глубинах, куда уже плохо проникает солнечный свет, красивое видео вам помогут создать желтый и красный фильтры. Красный уменьшает избыточный синий тон, желтый компенсирует синий и зеленый, фильтр magenta отсекает излишний зеленый. Так как камера GoPro имеет автоматический баланс белого, то при погружении она продолжает искать красный цвет в кадре, а это приводит к перенасыщенности синего и зеленого цветов. Красный фильтр позволяет нейтрализовать чрезмерную насыщенность синих и зеленых цветов, оставляя яркие, насыщенные тропические цвета в кадре. В результате получаются те самые фантастические красочные изображения, ради которых все и отправляются в Таиланд или к Красному морю. Правильноподобранные фильтры, немного терпения и удачи, и вы сможете заснять себя в окружении пестрых ярко-желтых, фосфорно-синих и красных рыб.
Например, подводный фильтр GоPro HERO 3 надежно фиксируется и позволяет улучшить качество изображения при съемке под водой на глубине от 1 до 5 метров.
Красный фильтр PolarPro Red Snorkel Filter предназначен только для подводных съемок, идеально подходит для глубин от 2 до 25 футов (0,6 -10м).
Причем, они могут крепиться как непосредственно к камере, так и к защитному боксу.
Самые распространенные фильтры:
Конечно, набор аксессуаров и их стоимость у профессионалов и любителей будет отличаться. Но вы вполне можете ориентироваться на предложенный список, чтобы сформировать свой комплект на все случаи жизни: для съемок природы полезен поляризационный фильтр, для аэросъемок или съемки в движении – нейтральный, для съемок в тропических глубинах – светофильтры, если хотите заснять невидимое глазу – используйте макрофильтр.